Общее собрание членов РАН

Общее собрание членов РАН
1.jpg
23-24 апреля состоялось очередное Общее собрание членов РАН, на котором главным вопросом было обсуждение новой программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период. Главное ее отличие от предыдущей состоит в том, что она должна охватить все фундаментальные исследования в стране, которые проводят и академические институты, и университеты, и государственные научные центры, и госкорпорации.
Собрание началось с приветствий в адрес академии от различных ветвей власти. Президент прислал телеграмму. От правительства выступили вице-премьер Татьяна Голикова и министр науки и высшего образования Михаил Котюков, а от Государственной думы — председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.

2.jpgЗаместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова призвала членов РАН, как можно скорее занять ключевые позиции в управлении наукой. Вице-премьер перечислила направления совместной деятельности РАН и правительства, нацеленные на перспективу, и те участки работы, которые необходимо «подтянуть» уже сегодня. Список получился внушительным.
Согласно недавно принятой госпрограмме «Научно-технологическое развитие РФ», на РАН возложено совершенствование механизма управления научно-технологическими развитием.
Ожидается, что эта система будет конкурентоспособной, компактной, гибкой, основанной на цифровых технологиях, отвечающей современным принципам организации, – отметила Татьяна Голикова.
До 1 декабря нынешнего года РАН должна разработать и представить в правительство предложения по развитию профессиональной экспертизы в сфере научной, научно-технологической и инновационной деятельности. Вице-премьер сообщила, что необходимо в ближайшее время разработать критерии эффективности такой деятельности, с тем, чтобы на этой основе провести оценку уже по итогам 2019 года.
Правительство ждет от РАН активного включения в процесс работы по Комплексным научно-технологическим программам (которые должны стать основой для организации взаимодействия науки и бизнеса в рамках Стратегии НТР), участия в реализации недавно принятой Программы генетических исследований до 2023 года и формировании научных и научно-образовательных центров мирового уровня. Речь идет о расширении мандата академии на области не только фундаментальной, но и прикладной, технологической, науки и инноваций. Тут стоит отметить, что академия в результате реформы 2013 года лишилась реальных рычагов управления академическими институтами, которые перешли под патронаж Министерства науки и высшего образования. И тем более академия не имеет никаких рычагов воздействия на другие научные институции. Пока не ясно, как будет решаться этот вопрос.

3.pngМинистр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков так же напомнил аудитории о ключевых функциях РАН, которые академия должна осуществлять совместно с министерством. Перечисляя программные инструменты для этой деятельности, он сделал акцент на национальном проекте “Наука:
– Без нашей слаженной работы (а сроки очень напряженные) мы не сможем качественно выполнить все задачи и достигнуть поставленных нацпроектом амбициозных целей. Нам нужно практической деятельностью показать дееспособность наших команд, готовность, работая в коллективе, достигать общих результатов. Ключевая цель – повысить наукоемкость российской экономики, сформировать заделы, которые позволят в будущем получать новые технологические решения, обеспечат инновационные лифты. Все это должно повысить привлекательность сферы исследований и разработок для молодых специалистов и сформировать новые образовательные и исследовательские программы.
Михаил Котюков, в частности, сообщил, что министерство «запускает очередную волну обсуждения нового проекта закона «О науке и научно-технологической политике» и рассчитывает на участие РАН в его разработке.
Министр также напомнил, что в соответствии с законодательством ни одна научная работа в России, выполняемая на государственные средства, отныне не может быть начата без положительного заключения Академии наук, и призвал академию создать соответствующие экспертные советы. Он также отметил, что завершена многолетняя работа по оценке уровня академических институтов и с этого года предстоит проведение аналогичной работы по всем научным учреждениям России, в которой академии тоже отводится ключевая роль. То есть академии предстоит большая экспертная работа, которая, собственно говоря, теперь является основной ее задачей в соответствии с законом.

Руководитель Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов довольно резко высказался по волнующим академическое сообщество вопросам – бюджету, оценке научной деятельности, кадровой политике, нормативной базе. Оказалось, что позиция депутата во многом совпадает с мнением ученых, его речь не раз прерывалась аплодисментами.
Вячеслав Никонов скептически оценил перспективы прорыва России в научно-технологической сфере при существующем уровне финансирования науки.
– Наша страна занимает 35-е место в мире по финансированию науки в расчете на душу населения, – заявил он. – С таким показателем мы никогда не выйдем на пятое место. Безусловно, расходы на образование и науку должны расти. Нацпроекты «Образование» и «Наука» – хорошие программы. Но в результате их реализации расходы на науку в реальном выражении не увеличатся, хотя в номинальном рост, конечно, будет.
С особым одобрением был встречен призыв депутата отказаться от формальных критериев эффективности при определении финансирования институтов. Аплодисменты вызвала и высказанная им отрицательная оценка результатов проводившихся в последние годы преобразований.
– Науку и образование надо оставить в покое. Время реформ в этих областях прошло, – заявил Вячеслав Никонов.

4.pngВ своем докладе «Основные направления деятельности РАН по реализации государственной научно-технической политики» президент РАН Александр Сергеев коснулся многих проблем, но в первую очередь остановился на тех задачах, которые надо решить для преодоления технологического отставания страны. Наиболее серьезным вызовом, стоящим сегодня перед страной, он назвал технологическое отставание от мировых лидеров. 
Для решения этой задачи необходимо восстановить механизм функционирования научно-технологического комплекса как единого целого («цепочек» от науки к производству) и обеспечить единство управления этой системой в условиях рыночной экономики. Сегодня различные министерства и ведомства ежегодно направляют на научные исследования в сумме более 400 миллиардов рублей, но в большинстве случаев эти огромные траты не скоординированы, а потому неэффективны. Ситуацию, считает Александр Сергеев, могло бы существенно улучшить создание единого «надминистерского» органа, который объединил бы усилия всех участников процесса.
Важной задачей является и ликвидация серьезных диспропорций между государственным и частным инвестициями в науку. Чтобы «перевернуть пирамиду», надо заинтересовать бизнес в научных результатах путем предоставления льгот и преференций инвесторам, готовым вкладываться в поисковые разработки.
По словам главы РАН, необходимо изменить критерии оценки результативности исследований, которые сегодня ориентированы в основном на публикационную активность и нормирование труда ученых. В большинстве стран-лидеров наблюдается тенденция отказа от наукометрии, как основного мерила успешности исследований. Пора вернуться к экспертной оценке научных результатов.
Кроме того, нужно добиваться исключения научной работы, как вида деятельности, из раздела «оказание услуг» и нацеливать ученых на получение результатов, имеющих практическое значение.
Немалую часть своего доклада глава РАН посвятил вопросам ресурсного обеспечения исследований. Он показал, что для выполнения возложенных на науку задач ее финансирование должно быть существенно увеличено. Однако, по словам Александра Сергеева, «нельзя просто взять и попросить у государства денег, оно их и так дает». 
Президент академии предложил возможные пути решения финансовой проблемы. Один из них – направить часть бюджетных средств из сферы поисковых и прикладных исследований в фундаментальную науку, заместив их вложениями бизнеса. Другой вариант – на основе анализа эффективности расходования денег на науку перераспределить их в пользу тех, кто показывает лучшие результаты. Еще один источник пополнения научного бюджета – получение средств на создание научно-технического задела для создания продукции в интересах обороны и безопасности. В новую Программу фундаментальных научных исследований по согласованию с курирующим силовой блок вице-премьером предполагается включить соответствующий раздел.
Успешное управление наукой невозможно без качественного долгосрочного прогноза, поэтому РАН рассчитывает на поддержку своего плана по созданию в структуре академии Центра научного обеспечения стратегического прогнозирования и планирования, сообщил Александр Сергеев. РАН сформулировала свои предложения по формированию центра в рамках исполнения поручения президента страны и на основе рекомендаций Совета безопасности РФ. Сейчас документы находятся на согласовании в правительстве.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика